Номер 50 (588), 14.12.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ЛУЧШЕ ЛИЧНЫЙ ПАРОХОД, ЧЕМ ДЛЯ УКРАИНЫ ФЛОТ

(Продолжение. Начало в № 49.)

Несмотря на все вышеизложенное, игры с судами продолжаются по сей день. Всего создано более двухсот оффшорных компаний, которые теоретически должны были спасти суда ЧМП от ареста, а по сути уничтожали торговый флот Украины.

Не приносила пользы и кадровая чехарда. Всего с 1993 по 2001 годы в ЧМП вместе с названиями сменились семь руководителей (Пилипенко, Кудюкин, Коваль, Стогниенко, Диордиев, Мелащенко и Щербак). Такая кадровая политика способна угробить любое предприятие, ибо практически при каждом новом руководителе менялись полностью и радикальная система управления компанией, и ее организационно-правовая структура, и основные направления экономической, эксплутационной и социальной политики, принципы выполнения внешнеэкономических, имущественных и расчетных отношений и операций.

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что никакой пользы от этих перемещений держава но получила, наоборот, экономическая ситуация в ЧМП вместо того, чтобы улучшиться, дошла до критического состояния.

Правительство, во исполнение распоряжений Президента, принимало решение за решением, но ни одно из них не выполнялось в полном объеме. Наоборот, после принятия очередного постановления собирался узкий круг и наиболее важные пункты постановлений снимал с контроля и реализации.

Каждый из снятых с контроля пунктов важен сам по себе, но некоторые, например, пункт № 10 постановления № 480, были необходимы для дальнейшего жизнеобеспечения компании. Указанный выше пункт напрямую говорил о необходимости провести инвентаризацию имущества и имущественных ценностей, проверить финансово-хозяйственную деятельность на совместных предприятиях пароходства, созданных за рубежом.

Кроме этого, снятие некоторых пунктов позволило тогдашнему руководителю ГСК ЧМП Стогниенко подписать на Кипре кабальный для Украины внешнеэкономический договор с зарубежной компанией "Сильвер Лайн" и передать ей в оперативное коммерческое и финансовое управление значительную часть транспортного флота ЧМП (75 судов), а также право распоряжения задолженностями ЧМП перед иностранными компаниями. Руководство ЧМП и Департамента морского транспорта Украины настаивали на том, что договор выведет пароходство из кризиса. Когда же все-таки под внешним давлением разорвали ранее действующие соглашения, то действия эти были уже запоздавшими и неэффективными, потому что западный партнер успел реализовать на металлолом 12 судов, среди них "Суэц", "Севен", "В. Клочков". Прокуратура возбудила вдогонку этому факту уголовное дело.

Как захватывающий детектив читаются документы на поставку тысячи стальных контейнеров швейцарской компанией "Планмарин". Именно этот контракт за № 7002 стал важнейшим в системе отношений ЧМП и швейцарской компаниии. Текст контракта включает в себя столько юридических противоречий, что по ним можно составить учебник "Как не нужно писать контракты". Прокуратура внесла протест на действия ЧМП, арбитражный суд подтвердил требования прокуратуры и утвердил их в полном объеме.

Вероятно, обязательства, взятые на себя украинской стороной, были весьма велики, потому что решение арбитража не остановило руководителей ЧМП: нет одного контракта, будет другой.

Этот другой был подписан с компанией "Комтрейд". Не нужно обладать специальными знаниями, достаточно просто прочитать учредительные документы, чтобы понять: контрольный пакет акций "Комтрейда" принадлежит фирме "Планмарин", и речь в контракте идет о контейнерах, переданных ЧМП еще в советское время по лизинговым соглашениям с вышеуказанной фирмой. Общая цена нового соглашения составила тридцать миллионов долларов США.

Впоследствии эти документы сыграли очень негативную роль в судьбе злосчастного ЧМП. Именно они дали юридические основания для ареста судов ЧМП западными компаниями при фактическом отсутствии задолженности перед фирмами-"кредиторами". Таким образом, можно понять, что в договорах были условия, изначально противоречащие интересам Украины.

Кроме вышеперечисленного в соглашениях были документы, свидетельствующие о том, что в оплату неполученного имущества иностранному партнеру в чартер передаются три судна, а полученная за их фрахт валютная прибыль остается на счетах западного партнера, что полностью нарушает валютное законодательство Украины.

Несмотря на то, что руководство ЧМП получило детальное обоснование про взаимные обязательство с фирмой "Планмарин", которые также были переданы в Международное морское бюро компании "Лоуренс Грехем" (Великобритания) и из которых следовало, что ЧМП имеет достаточно материалов, чтобы доказать в судебном порядке правомерность своих позиций и не перчислять "Планмарину" начисленные денежные суммы. Пароходство совместно с Министерством транспорта Украины подписало с фирмой договор про урегулирование задолженности на сумму в пятьдесят три миллиона долларов США, что еще больше ухудшило положение ЧМП.

Одновременно с подписанием договора проведенная по требованию правоохранительных органов ревизия установила, что реальная задолженность (если она есть) не может превышать пять миллионов швейцарских франков. Возможно, что все происшедшее не является актом чьей-то злой воли, просто у пароходства отсвует достоверная информация про платежи, проведенные по лизинговым контрактам.

Тем не менее на защиту ЧМП встали правоохранительная и судебная системы. Так, по заявлению прокуратуры, Арбитражный суд Одесской обласити принял решение про признание недействительными вышеуказанных контрактов как не соответствующих действующему госсударственному законодательству.

Кроме того, в судебных заседаниях было рассмотрено еще несколько заявлений прокуратуры и все они были полностью удовлетворены. После чего на суд стало оказываться жесткое давление со стороны должностных лиц Министерства транспорта Украины.

Уже даже непрофессионалу видно, что действия, направленные на якобы стабилизацию ЧМП, практически ведут к его полному разрушению. Минтранс и Государственная морская администрация, судя по действиям их руководителей, не заинтересованы в банкротстве ЧМП, несмотря на то, что только подобные меры могут его сохранить.

(Продолжение следует.)

П. ВИННИЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка